"Жизнь без риска"
Мастер-класс педагога-психолога Звягинцевой Н.И. «Использование набора методических материалов для развития и коррекции восприятия детей дошкольного возраста «Знакомство с формой» в работе с детьми с ОВЗ»
- Просмотров: 647
Фондом поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, специалистам приюта были предоставлены многофункциональные комплекты для коррекционно-развивающих занятий с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ для разных направлений работы. Можно использовать детали из каждого набора отдельно, либо одновременно, либо из разных комплектов, комбинируя друг с другом.
Дидактический игровой набор «Знакомство с формой» предназначен для формирования представлений детей о геометрических фигурах. Данное методическое пособие способствует развитию зрительно-моторной координации, точности движений пальцев рук, развитию тактильного восприятия, зрительной памяти, а также совершенствованию наглядно-действенного мышления. В ходе проведения дидактических игр расширяется словарный запас ребенка, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Набор состоит из:
Рамка№1 из многослойной фанеры с5 круглыми прорезями 5 вкладок такой же формы. В центральной части кругов-вкладышей сквозное отверстие.
Рамка№2 из многослойной фанеры с 5 квадратными прорезями 5 вкладок такой же формы. В центральной части сквозное отверстие.
Рамка№3 из многослойной фанеры с 5 треугольными прорезями 5 вкладок такой же формы. В центральной части сквозное отверстие.
Рамка№4 из многослойной фанеры с 5 прямоугольными прорезями 5 вкладок такой же формы. В центральной части сквозное отверстие.
Рамка№5 из многослойной фанеры с 5 овальными прорезями 5 вкладок такой же формы. В центральной части сквозное отверстие.
Стержень на подставке круглой, прямоугольной, овальной, треугольной и квадратной формы. Размеры о формы основания соответствуют размерам вкладок. На конце – шарик с несквозным цилиндрическим отверстием. Деревянная «иголка» (2 шт.) со шнурком (для нанизывания). На конце шнурка-фиксатор. Мешочек из ткани с завязками, продетыми в кулиску. Можно работать с деталями отдельно, либо одновременно использовать детали из разных рамок.
Занятие «Разложи, что к чему подходит»
Ход занятия
Ребенок сидит за столом. Психолог показывает ребенку рамки с вложенными фигурами, затем высыпает фигуры и просит малыша сложить их на место, что к чему подходит. Если ребенок испытывает затруднения, то необходимо помочь ему: показать способ выполнения задания при помощи группировки (сначала сложить, например: все круги, а затем квадраты). После освоения группировки, необходимо познакомить ребенка с другим способом выполнения этого задания-классификацией-взять любую фигуру и определить, куда ее надо положить (последовательно, по мере совершенствования умений ребенка, используется метод проб, примеривания и зрительного соотнесения). Игра проводится 2-3 раза. После правильного выполнения ребенком задания, обязательно хвалим малыша: «Посмотри, какие у меня домики. Здесь живут такие фигурки, а здесь- такие. Они пошли гулять. А теперь они хотят вернуться в свои домики. Помоги им. Молодец! Всем кружочкам и квадратикам помог домой вернуться».
Игра последовательно проводится со всеми парами рамок. Сначала используются рамки с наиболее отличающимися фигурами (круг-квадрат, круг-треугольник, овал-треугольник), затем можно раскладывать фигуры, отличия которых менее выражены (квадрат-прямоугольник, круг-овал). Для усложнения игры увеличиваю количество рамок (3-5). Играть могут 2-3 ребенка.
Дидактическая игра: «Собери пирамидку»
Последовательно проводится со всеми пирамидками. Можно предложить ребенку «лишние» фигуры. Ребенок должен определить, подходит или нет к основанию пирамидки. Играть также могут 2-3 ребенка. Каждый собирает пирамидку из заданных геометрических фигур. Если ребенок хорошо справился с заданием, можно усложнить занятие, перепутав колечки от нескольких пирамидок. Предложить определить какое колечко, на какой стержень надеть. Не забываем хвалить ребенка, при затруднениях помогать, ведь для детей с «особенным» развитием это очень важно.
Дидактическая игра: «Подарок для куклы Маши»
Педагог-психолог: «У куклы Маши скоро День рождения. Она приглашает нас в гости. Давай сделаем для нее подарок красивые бусы. У меня есть такие бусины, и вот такая деревянная «иголка» со шнурком. Какой формы бусины? … Кукла Маша будет очень рада». Игра проводится последовательно со всеми геометрическими фигурами. Затем также можно усложнить перепутав «бусины».
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Фигуры в мешочек складываются парами сначала наиболее отличающиеся (круг-квадрат, круг-треугольник, овал-треугольник), затем можно сложить фигуры, отличия которых менее выражены (квадрат-прямоугольник, круг-овал). Ребенку можно предложить «достань все квадраты (овалы и пр.), либо брать любую фигуру наугад, ощупывать ее, назвать и достать из мешочка.
Дидактическая игра: «На что похоже?»
«Посмотри, какие у меня замечательные рамки. Я сейчас покажу тебе, как можно с ними поиграть. Я возьму лист бумаги, карандаш, обведу кружочек. Вот так я нарисую и раскрашу мячик. Давай вместе дорисуем… Молодец!» Дорисовывать с опорой на память (что видели раньше?) или по воображению. Использовать не рамки-трафареты, а вкладыши в качестве шаблонов.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами. Специалистами нашего учреждения, при поддержке Фонда поддержки населения, находящегося в трудной жизненной ситуации, создана необходимая предметно - пространственная среда, специально разработанная для детей данной категории.