"Жизнь без риска"
Жизнь продолжается: как дети-инвалиды социализируются в пандемию
- Просмотров: 450
Для большинства людей пандемия — психологически сложный период. Не менее тяжело приходится детям с особенностями развития. Живое общение и выход за пределы квартиры для них большая ценность. Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Психологическая напряженность в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, особо усиливается на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Наш регион вместе со всей страной и со всем миром столкнулся с опасным заболеванием - коронавирусной инфекцией COVID19. Нам приходится менять планы, переносить мероприятия, отказываться от встреч с близкими и единомышленниками. Понимая социальную значимость данной проблемы, возникла необходимость разработки и внедрения механизма оказания дистанционных услуг. Предоставление социальных услуг дистанционно – это возможность, не выходя из дома, продолжить получать социальные услуги, а также психологическую помощь и поддержку всех членов семьи.
Регулярно специалисты проводят психологические онлайн-консультации, готовят онлайн-занятия, презентации, мастер-классы по реабилитации детей-инвалидов и организации досуга. В нашем поселке, социализироваться детям-инвалидам в это непростое время помогают и специалисты ОКУ «Приют для несовершеннолетних».
В 2020 году на базе учреждения была разработана программа «Новые возможности», целью которой является психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ и оказания им комплексной помощи, а также их семьям. Создана группа кратковременного пребывания для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период занятости их родителей (законных представителей).
С апреля 2020 года и по текущий период 2021года по программе «Новые возможности» прошли реабилитацию 26 несовершеннолетних: 16-детей инвалидов, 10-детей с ограниченными возможностями здоровья, большую часть из которых составляли дети с задержкой психоречевого развития, интеллектуальным недоразвитием, социально-педагогической запущенностью, несформированностью основных навыков психической деятельности. К сожалению, в условиях максимальной самоизоляции учреждение не может принимать особенных детей на несколько часов в день, но у нас на данный период проходят реабилитацию 2 ребенка-инвалида и 12 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения с интеллектуальными расстройствами, дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы, социально-педагогической запущенностью и др.
В зависимости от диагноза и зоны ближайшего развития проводим выборку коррекционно-развивающей программы и индивидуально разработанных маршрутов. Для решения этих задач мы широко используем различные методы и приемы многофункциональных пособий и инновационных технологий, предоставленных Фондом социальной поддержки населения Курской области, которые позволяют решать ряд коррекционно-развивающих задач. Хотелось бы рассказать о некоторых методах.
Прозрачный мольберт используется для обогащения сенсорного опыта, развития психических функций, развития пространственно-логического мышления, вербального анализа, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания. Во время занятий на мольберте используем различные нетрадиционные техники (рисование пальцем, ладонью, маркером, кистью, листьями деревьев и мн.др.). Такие занятия стимулируют познавательную активность ребенка и вызывают у него положительный эмоциональный отклик.
Использование интерактивного стола «Емеля» при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью ориентировано на ведущую деятельность ребенка-игру. Все задания носят игровой и занимательный характер. Задания подбираются по возрастам и интеллектуальным потребностям ребенка. Такие занятия увлекают детей с ограниченными возможностями здоровья, повышая мотивацию к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Не менее важную роль и эффективным средством развития особенных детей, являются наборы Монтессори, «Геометрик». Составление сериционных рядов по цвету, форме, величине способствует развитию наглядно-образного мышления, коррекции и развитию нарушенных психических функций, организации учебно-воспитательного процесса. Применяя в работе различные бизиборды, шнуровки, дети инвалиды и дети с ОВЗ приобретают практические навыки бытовых умений, а именно застегивание и расстегивание пуговиц, молний, закрывание и открывание замков, а также активирует клетки правого и левого полушария головного мозга.
В условиях «волшебной» сенсорной комнаты дети – инвалиды и дети с ОВЗ получают только положительные эмоции, что дает возможность достичь максимальной релаксации, улучшить эмоциональное состояние, снизить беспокойство и агрессию, нервное возбуждение и активизировать мозговую деятельность.
Хотелось бы предложить Вашему вниманию мастер- класс по использованию методических материалов для развития и коррекции восприятия детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Тактильное домино».
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ОВЗ, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.
Кроме того, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Такие дети имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ, и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
И здесь нам может помочь современный инструментарий (предоставленный Фондом поддержки находящихся в трудной жизненной ситуации) дидактический игровой набор «Тактильное домино» который предназначен для развития тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, а также конструктивного праксиса. С его помощью можно формировать у детей представления о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, твердый, теплый, холодный и т.д.), об оттенках цветов (серый, лимонный, бирюзовый и т.д.), о пространственном расположении предметов. Предложенные игры способствуют развитию обследовательских действий, координации, точности движений пальцев рук, а также совершенствованию наглядных форм мышления, формированию мыслительных операций (анализа, сравнения). Расширяется словарный запас ребенка, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.
Набор состоит из:
-28 тонких брусков из дерева. На широкой поверхности бруска закреплены 2 треугольные пластины, выполненные из различных материалов, окрашенные в разные цвета;
-карточки с образцами узоров;
-2 повязки на глаза из мягкой ткани.
Вариант игры: «Найди такую же дощечку»
Инструкция: «Посмотри, какие у меня дощечки. Они чем-то похожи, и чем-то отличаются. Чем они похожи?... Правильно, все они прямоугольные и сделаны из дерева(деревянные). Чем они отличаются?... На каждой из них есть наклейки, они разные на ощупь. Потрогай их,… погладь… Я покажу тебе еще дощечки, ты их ощупаешь, а потом найдешь похожие. Молодец! Все дощечки правильно нашел(ла)».
Можно предложить ребенку находить заданную пластину без опоры на зрительный анализатор (надев повязку на глаза), выполнять это задание как двумя, так и одной рукой.
Возможно проведение игр по типу «Чудесный мешочек», «Домино» с 2-4 игроками, «Сложи узор» с использованием прилагаемых карточек с узорами, «Запомни и повтори», «Что изменилось?».