Советы психолога И снова о конфликте
- Просмотров: 545
Советы психолога
И снова о конфликте
Сегодня мы исследуем вопрос конфликтов, их формирование и течение. Основной целью и результатом статьи будет рассмотрение методов и техник, с помощью которых можно успешно его разрешить и предотвратить возникновение новых, значительно снизить их количество, эмоциональное напряжение у наших воспитанников и повысить уровень сплочения коллектива.
Работа с конфликтами в детском коллективе на базе нашего учреждения проводится с использованием оборудования комнаты «Примирения и согласия». В настоящее время такая проблема, как конфликтное поведение подростка, в той или иной мере затронула практически каждую семью и каждого воспитанника. Это обуславливает актуальность нашей работы, так как зачастую у ста процентов детей есть трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно подростковый возраст характеризуется достаточно частыми проявлениями конфликтного поведения. Подросток подобным образом пытается утвердить свою позицию. На наш взгляд, именно этот период жизни человека следует считать самым сложным, усугубляющимся кризисом подросткового возраста.
В своей работе мы видим два варианта протекания кризиса:
«кризис независимости», который характеризуется негативизмом, бунтарством, наглостью, упрямством, ревностью и «кризис зависимости», характеризующийся послушанием, несамостоятельностью, стремлением быть как все, инфантильностью. В связи с этим подросток ощущает внутренние психологические изменения, в связи с которыми он пробует переступить грань и начать взрослую жизнь. Это проявляется в противоречивости общения. По сути подросток уже в состоянии взаимодействовать со взрослыми на равных, но эта возможность у него отсутствует. В то же время ощущается напряженность в отношении со сверстниками, поскольку интересы подростков начинают разниться, в круг общения добавляются более взрослые подростки.
Для исследования конфликтов среди подростков существует ряд методик, таких как опросник А. Басса - А. Дарки, методика К. Томаса, методика «Рука», рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга, методика - вопросник «Конфликтная ли Вы личность?». В своей работе мы используем опросник А. Басса - А. Дарки и методику К. Томаса.
Техники, которые мы применяем в работе с конфликтами:
Основной метод – «Активное слушание».
Активное слушание — способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.
«Петля понимания» - уточнение правильности понимания того, что сказал собеседник через использование фраз: «Если я Вас понимаю, то…», «Правильно ли я Вас понимаю, имеется в виду…». Раскрывая детально то, что Вам сказали. Пример: «Как мне надоели эти уроки!!! Не хочу больше их делать!!!» «Правильно ли я тебя понимаю, что ты просто устал и хочешь отдохнуть».
Метод переключения, паузы. При сильных эмоциях сторон друг к другу можно «случайно» уронить что-нибудь, чтобы переключить их внимание, либо перенести встречу на другое время, место. Если эмоции проявляются в рассказе одной из сторон, используется метод вентиляции эмоций: «Я вижу, вас это сильно злит…».
«Парафраз» или отражение – повторение сказанного собеседником своими словами, пример: «Я ничего не успеваю!» «Тебе не хватает времени».
«Открытые вопросы» использование вопросов, предполагающих свободный ответ. Пример: «Объясни мне, пожалуйста, за что ты получил двойку по физике? Что ты собираешься делать, чтобы исправить своё положение?»
«Я сообщение» - проговаривание своих эмоций и чувств, которые Вы испытываете в связи с конкретным поступком человека или событием с использованием местоимений «Я», «Мне», «Меня». Пример: «Меня очень огорчает», «Я расстроен».
«Резюмирование» - обобщение сказанного, выделение главного в сказанном. Пример: «Как мне все надоело! Меня никто не любит, я никому не нужен! Меня никто не понимает!», «Я устал! У меня ничего не получается»
Прорабатывая даже этот ограниченный набор техник, мы видим снижение числа конфликтов и агрессивности в детской среде.
Вмешательство на ранних стадиях конфликта уберегло бы участников от многих неприятностей.
Однако практика показывает, что обращаются чаще в острой фазе конфликта или еще хуже, когда конфликт становится затяжным, хроническим.
Работа специалиста с конфликтами позволяет «погасить» жар, снять накал страстей, предотвратить импульсивные реакции участников, «открыть» им глаза на истинное положение вещей и услышать противоположную сторону.
Дальнейшие действия, равно как и предыдущие, подчинены специально организованной процедуре такой работы, направленной на цивилизованное разрешение конфликтов.
Для профилактики негативных конфликтных явлений в жизни подростка важно знать и учитывать проблемы подростковой конфликтности. Также важно безусловное принятие всех проявлений внутренних состояний подростка с последующим анализом и поиском выхода из подобной ситуации. Важно помнить о необходимости реализации всей палитры потребностей данного возраста, поскольку в этот период проявляется максимум возможностей внутреннего мира ребенка, и от того, насколько взрослые готовы к принятию и развитию этих возможностей, зависят и широта кругозора растущей личности, и самореализация растущего человека.
Педагог - психолог Калужских М.Г.