Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Областное казенное учреждение социального обслуживания населения
"Центр "СемьЯ"

Адрес: 306000 Курская обл, рп Поныри, ул Октябрьская, д 119
Тел/факс +7 (47135) 2-12-87
Электронная почта: Guson.priyut@yandex.ru
Image

Областное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр "СемьЯ"

Адрес: 306000 Курская обл, рп Поныри, ул Октябрьская, д 119 Тел/факс +7 (47135) 2-12-87 Электронная почта: Guson.priyut@yandex.ru
МЕНЮ

Программа "Новые возможности"

 

 

Пояснительная записка

           Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами, регулирующими работу в учреждениях системы социального обслуживания населения по оказанию комплексной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ по месту проживания, в рамках реализации регионального Комплекса мер «Новые возможности» для оказания услуг по индивидуальной реабилитации детей с инвалидностью и/или с ОВЗ на базе ОКУ «Курский приют для несовершеннолетних».

           Фонд социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации, в целях реализации п.2.7. «Создание групп кратковременного пребывания для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период занятости их родителей (законных представителей)» комплекса мер «Новые возможности» по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы, утвержденного Межведомственным приказом комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, комитета здравоохранения Курской области, Фонда социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации от 24.04.2020 №184/132/4 предоставил в собственность учреждения необходимое оборудование и диагностические методики, в том числе компьютерные для более эффективной работы по данному направлению.

 

Актуальность программы

            C каждым годом в наше учреждение поступает все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами,  дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия и др.). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

           Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

           Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.). Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развито воображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточности наглядно-образного мышления. Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основе детализированной помощи.
       Программа «Новые возможности» для детей с ОВЗ и детей инвалидов– это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения у воспитанников со специфическими особенностями здоровья. Ограниченная возможность здоровья у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, развитии, овладении основными навыками.

        Данная программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ сформирована с учётом специфических факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей с ОВЗ и их социальную адаптацию, носит пролонгированный характер: систему коррекционных мер, особо материально-технические условия реализации, направленные на подготовку воспитанников и освоение основных знаний, умений, навыков.

         План  коррекционной  работы создается  при  организации обучения  и  воспитания  в    учреждении  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья и направлен  на  обеспечение коррекции  недостатков  в  психическом и физическом развитии  детей  с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории.

 

Нормативно правовая база

        В основе разработки  программы работы лежит ряд нормативных документов, которые  определяют работу по организации психолого-педагогического сопровождения  детей  с инвалидностью и ОВЗ:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 29 декабря2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» (с изменениями и дополнениями);

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636);

Положение о создании групп кратковременного пребывания для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период занятости их родителей (законных представителей)» комплекса мер  «Новые возможности» по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на базе ОКУ «Курский приют для несовершеннолетних».

 

Цели и задачи программы

Цель  программы: обеспечение  психолого-медико-педагогического сопровождения  воспитанников  с  ОВЗ и инвалидностью.

Задачи программы:

- определять формы организации воспитательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка;

- содействовать  созданию  условий,  способствующих  развитию детей с ОВЗ и инвалидностью;

- осуществлять  индивидуально  ориентированную  психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей их психического и физического развития, индивидуальных возможностей (в  соответствии  с  рекомендациями  психолого-медико-педагогической комиссии);

- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ и инвалидностью: по медицинским, социальным, педагогическим, психологическим и другим вопросам.

 

Направления работы:

- диагностическая работа обеспечивает своевременную разработку для детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья рекомендаций  по  оказанию  им  психолого-медико-педагогической помощи в условиях социального учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в развитии;  способствует  формированию  универсальных  навыков воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная   работа обеспечивает   непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации несовершеннолетних;

- информационно-просветительская  работа направлена  на разъяснительную  деятельность  по  вопросам,  связанным  с особенностями воспитательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками воспитательного процесса -воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими, медицинскими работниками.

Содержание направлений работы

1.Диагностическая работа включает: своевременную разработку для детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья рекомендаций  по  оказанию  им  психолого-медико-педагогической помощи в условиях социального учреждения;

 раннюю  (с  первых  дней  пребывания  ребенка  в   учреждении) диагностику причин трудностей адаптации; изучение  социальной  ситуации  развития  и  условий  семейного воспитания ребенка;

изучение адаптивных возможностей, уровня социализации и уровня общего психического развития ребенка с  ограниченными возможностями здоровья;

2.Коррекционно-развивающая работа включает: выбор  оптимальных  для  развития  ребенка  с  ограниченными возможностями  здоровья и инвалидностью /методик, методов, приемов  воспитания и развития  в  соответствии  с  его  особыми   потребностями; организацию  и  проведение  специалистами  индивидуальных  и групповых  коррекционно-развивающих  занятий,  необходимых  для преодоления нарушений развития и трудностей обучения ;коррекцию и развитие высших психических функций; развитие  эмоционально волевой  и  личностной  сфер  ребенка;   психокоррекцию его поведения; социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3.Консультативная работа включает: консультирование детей  с  ограниченными  возможностями здоровья;

 консультирование специалистами воспитателей, педагогов по выбору индивидуально-ориентированных  методов  и  приемов  работы  с  воспитанниками  с ограниченными возможностями здоровья; консультативную  помощь  семье  в  вопросах  выбора  стратегии  воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4.Информационно-просветительская работа предусматривает: различные формы просветительской деятельности: лекции, беседы, информационные  стенды,  печатные  материалы,  направленные  на разъяснение  участникам  воспитательного  процесса –несовершеннолетним,  их  родителям (законным  представителям), педагогическим  работникам, —вопросов, связанных  с  особенностями  воспитательного  процесса  и  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов, воспитателей и родителей по разъяснению  индивидуально-типологических  особенностей  различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы:

        Коррекционная  работа  реализуется  поэтапно.  Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

I этап (сентябрь-октябрь 2020г.)

Этап  сбора  и  анализа  информации  (информационно-аналитическая деятельность). Специалисты, воспитатели, педагоги, психологи, администрация проводят оценку  контингента  для  учета  особенностей  развития детей, определения специфики и их особых воспитательных потребностей. Первичная психодиагностика детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

II этап (октябрь 2020г.-октябрь 2021г.)

Этап коррекционной работы -  особым образом организованный воспитательный процесс и процесс  специального  сопровождения  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья  при  специально  созданных  (вариативных)  условиях  обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

III этап (ноябрь- декабрь 2021г.)

Этап диагностики коррекционно-развивающей воспитательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Констатация  соответствия  созданных  условий  и  выбранных коррекционно-развивающих  и  образовательных  программ  особым потребностям ребенка.

 

Модель организации коррекционной работы

Коррекционная  работа  представлена  в  виде  пяти  взаимосвязанных модулей:

  1. Создание соответствующей инфраструктуры и условия реализации программы;
  2.  Организация  коррекционной  работы  (психолого-педагогическое сопровождение);
  3. Организация социально-педагогической работы;
  4. Организация коррекционно-развивающей работы;
  5. Управление реализацией программы и оценка её эффективности.

Участники реализации программы

Заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе

Овсянникова Татьяна Ивановна

Заведующая отделением социальной реабилитации

Горяйнова Татьяна Александровна

Педагоги-психологи

Звягинцева Наталья Ивановна

Калужских Мария Геннадьевна

Бобкова Ольга Борисовна

Воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды

 

Медицинская сестра

 

Социальные педагоги

 

Родители и лица их замещающие

 

 

Календарно-тематическое планирование по программе

«Новые возможности»

Направления в работе

                      Цель

     Сроки

1.

Обустройство кабинета в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами, сопровождение необходимым диагностическим, коррекционно-развивающим инструментарием.

Оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам

Сентябрь

2.

 

 

Изучение личных дел детей, медицинских карт, просмотр журналов.

Получение сведений об особенностях развития детей.

     Октябрь

 

3.

Выявление запроса на оказание социально- психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом.

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

     Октябрь

4.

Наблюдение за воспитанниками.

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения несовершеннолетних с ОВЗ.

      Октябрь.

5.

Исследование воспитанников с помощью различных психологических методик.

 

Изучение личностных особенностей, мотивации обучения, развития познавательной деятельности несовершеннолетних. Анализ  негативных изменений поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении;  наличие страхов, комплексов,  модели поведения «жертва».

 

Октябрь2020-октябрь2021.

6.

Изучение социально-психологического климата в группе, социального статуса ребёнка.

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный).

     

Октябрь2020-октябрь2021

7.

Комплексное диагностическое обследование в процессе индивидуального консультирования семей.

-Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие с супругами, с ребенком, другими родственниками);
-Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

Октябрь2020-октябрь2021

.

8.

Разработка рекомендации по каждому ребёнку, с описанием их индивидуальных особенностей.

На каждого ребенка разрабатывается план индивидуальных занятий и листы психологической реабилитации с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые  доводятся до сведения классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, администрации приюта. Разрабатываются рекомендации для родителей.

     

 

 

 

В течение года

9.

Профилактическая и психокоррекционная работа индивидуально или(и) в специальных группах с детьми-инвалидами.

 

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

 В течение года.

10.

Участие ребёнка-инвалида  в конкурсах, викторинах, мероприятиях приюта.

Консультирование педагогом-психологом ребёнка инвалида в период подготовки к участию

Формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

В течение года

11.

Помощь в профессиональном самоопределении воспитанника с ограниченными возможностями.

Профессиональное самоопределение  включает в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.

Определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации детей-инвалидов.

 

 

Апрель-май

12.

Проведение родительского собрания, практикума  на сохранение, укрепление, развитие духовной, психической, социальной составляющих эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях    семей с ребенком - инвалидом.

- Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений, под которыми мы понимаем совершенствование знаний, умений и навыков родителей  при овладении чувственной коммуникацией.
- Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

В течение года.

13.

Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.

-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.

В течение года.

14.

Психологическое консультирование детей, их родителей.

 

 

Психологическая помощь воспитанникам, родителям, имеющим ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

В течение года.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

В результате реализации программы мы ожидаем:

- улучшения физического и психического здоровья воспитанников;

- развития их познавательной сферы, устной и письменной речи;

- формирования прочных учебных знаний, умений и навыков;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- снижения уровня агрессивности и тревожности;

- развития коммуникативных способностей и успешной социальной адаптации.

 

 

Разработка и сопровождение сайта - ООО «Центр информатизации»
Яндекс.Метрика
© 2024 Областное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр "СемьЯ"

Please publish modules in offcanvas position.