Положение о создании школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, с целью внедрения эффективных технологий активной поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на базе...
- Просмотров: 488
Утверждаю:
Директор В.А.Торубарова
ПОЛОЖЕНИЕ
о создании школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, с целью внедрения эффективных технологий активной поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на базе ОКУ "Курский приют для несовершеннолетних"
- Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Межведомственным приказом комитета социального обеспечения Курской области, департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, комитета здравоохранения Курской области, комитета образования и науки Курской области, Фонда социальной поддержки населения Курской области, находящегося в трудной жизненной ситуации от18.06.2019 №260/88/392/7 в целях оказания диагностической, реабилитационной, коррекционно-развивающей помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
1.1. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, создана для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (законных представителей или лиц их замещающих), нуждающихся в предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
1.2. Цель создания школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, в организации психолого – педагогического, правового обучения, а также обучения подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам и навыкам ухода за детьми с инвалидностью в рамках реализации регионального комплекса мер "Ресурсы семьи" по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей.
- Цели и задачи
2.1. Цель:
оказание консультативной, методической и психолого-педагогической помощи семьям, формирование знаний и умений родителей в вопросах развития, обучения, воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Задачи:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ школьного возраста;
- оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
- формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребёнка творческих, личностных и социальных ресурсов;
- формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
- обучение родителей психологическим приемам саморегуляции и самоконтроля;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
- Организация деятельности школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью
3.1. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, создается в учреждении социального обслуживания населения приказом директора. В его состав входит заведующий отделением социальной реабилитации, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник.
3.2. Школа реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, работает согласно графику работы, утвержденному приказом директора приюта.
3.3. Для решения поставленных задач используются следующие методы и приемы работы:
- Исследовательские: беседа, анкетирование, наблюдение, анализ проведенного анкетирования, изучение научной и методической литературы по проблеме, решаемой в программе;
- Организационные: информирование всех участников программы, планирование, координирование;
- Практические: беседа, консультирование, родительское собрание, практикумы для родителей, совместные занятия для детей и родителей, экскурсии, совместные мероприятия и праздники;
- Аналитические: мониторинг, создание информационного материала по запросам родителей, памятки, буклеты, информация на сайте приюта, отчеты о проделанной работе.
3.4. Виды деятельности:
- индивидуальные консультации родителей;
- групповые занятия;
- тренинг, дискуссия, практикум;
- выступления специалистов;
- лекция, беседа, круглый стол, деловая игра;
- арт-терапия;
- релаксация;
- выставки увлечений и достижений детей.
3.5. Работа с родителями (законными представителями) и детьми проводится в различных формах: групповых, индивидуальных.
3.6. Все специалисты консультационного пункта несут ответственность за конфиденциальность информации, предоставленной родителями.
- Документация
4.1. Деятельность комплексного социально-реабилитационного пространства регламентируется следующими документами:
- Положение о создании школы реабилитации для родителей и членов семей, в которых воспитываются дети с инвалидностью, с целью внедрения эффективных технологий активной поддержки родителей детей с ОВЗ и инвалидностью на базе ОКУ "Курский приют для несовершеннолетних",
- журнал регистрации занятий,
- журнал регистрации обращений граждан,
- журнал посещаемости родителями (законными представителями) детей с ОВЗ,
- план работы,
- график работы,
- анализ работы за год.
Организационные формы помощи родителям(черновой вариант)
Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:
– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций
Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).
Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Содержание работы с родителями предлагаем планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.
ПРИМЕРНОЕ планирование работы с родителями
Сентябрь
- Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Консультация: «Почему ребенку нужна игра?» |
3 |
«Родительский университет» |
Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» |
4 |
«Мастерская добрых дел; ручная умелость» |
Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» |
5 |
Наглядность |
«Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – оформление папки «Артикуляционная гимнастика»; – оформление папки «Мелкая моторика» |
Октябрь
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» |
3 |
«Родительский университет» |
Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка» |
4 |
«Мастерская добрых дел; ручная умелость» |
Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы |
5 |
Наглядность |
– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»; – оформление папки «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Ноябрь
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком» |
3 |
«Родительский университет» |
Консультация: «Познание окружающего вместе с ребенком |
4 |
Наглядность |
– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»; – дополнение в папку «Речевое дыхание»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
- Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Декабрь
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Беседа: «Немного о режиме» |
2 |
«Научите меня говорить правильно» |
Консультация: «Азбука общения с малышом» обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем» |
3 |
«Родительский университет» |
Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» |
4 |
Наглядность |
– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка» – оформление стенда «Зимушка – зима» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Январь
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком» |
3 |
«Родительский университет» |
Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин) |
4 |
Наглядность |
– оформление ширмы «Игры для здоровья»; – дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Февраль
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики» |
3 |
«Родительский университет» |
Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность» |
4 |
«Мастерская добрых дел; ручная умелость» |
Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки») |
5 |
Наглядность |
– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»; – дополнение в папку «Игры для здоровья»; – оформление фотовыставки «Мой папа – солдат» – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
- Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.
Март
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные» |
3 |
«Родительский университет» |
Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей» |
4 |
Наглядность |
– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные» – оформление стенда «Весна» – обновление папки «Составляющие здоровья»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» |
Апрель
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье» |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи» |
3 |
«Научите меня говорить правильно» |
Консультация: «Взрослые и дети» |
4 |
«Родительский университет» |
Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания) |
5 |
«Мастерская добрых дел; ручная умелость» |
«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги |
6 |
Наглядность |
– выставка детских книг, дидактических пособий, игр; – дополнение в папку «Все о здоровье»; – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»; – дополнение в папку «Мелкая моторика» |
Май
№ |
Тема |
Форма работы |
1 |
«Школа здоровья |
«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей) |
2 |
«Игра – это серьезно» |
Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры) |
3 |
«Родительский университет» |
«Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ |
4 |
Наглядность |
– оформление стенда «Здравствуй, лето!»; – дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»; – обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры); – дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето – выставка детских работ |
- Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.